КазахстанНовости

В услугах налоговых органов есть улучшения

18 февраля в г. Алматы прошел «круглый стол» по обсуждению итогов исследования «Мониторинг качества услуг налоговых органов». Исследование было проведено по заказу Ассоциации налогоплательщиков Казахстана при поддержке Проекта USAID по улучшению бизнес среды, Проекта USAID «Повышение конкурентоспособности через экономические реформы», АК «Саят Жолшы и Партнеры», ОЮЛ «КАОНиЭК «Kazenergy», НЭПК «Союз «Атамекен», ТОО «Эрнст энд Янг», журнала «Учет и аудит Казахстана».

Мониторинг качества услуг налоговых органов проводился центром исследований «Сандж». В 16 регионах Казахстана было опрошено 1 238 субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, 735 физических лиц и 322 служащих налоговых органов.

Для проведения мониторинга качества работы налоговых органов была сохранена методика проведения исследования 2007 года, за некоторыми изменениями:

  • было опрошено не все население республики, а непосредственно потребители услуг – физические и юридические лица, взаимодействующие с налоговыми органами;
  • увеличился географический охват за счет районных центров сельской местности для достижения более репрезентативной выборки;
  • был проведен опрос также поставщиков услуг, чтобы оценить внутренние процессы в госоргане и выделить проблемы, которые мешают усовершенствовать процедуры

В целом в 2008 году по сравнению с 2007 годом удовлетворенность услугами налоговых органов существенно возросла как среди бизнесменов, так и среди населения. Средняя продолжительность ожидания в очереди субъектами предпринимательства сократилась по сравнению с 2007 годом с 46 минут до 28 минут в 2008 году. Вследствие моратория с 45% до 34% снизилась доля предприятий, подвергшихся проверкам, но возросло число вторичных проверок одного и того же предприятия за счет увеличения встречных проверок.

По Казахстану на 8-10% выросла удовлетворенность компетентностью, вежливостью, своевременностью предоставлением услуг, информации, а также желанием помочь. Качеством услуг в 2008 году удовлетворен 81% респондентов-предпринимателей. В разрезе регионов наибольшая удовлетворенность качеством полученных услуг отмечается в Костанайской, Северно-Казахстанской, Акмолинской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях.

Если говорить о коррупции, то ситуация по итогам проведенного мониторинга вырисовывается следующая. 20% из 1 220 респондентов отметили наличие риска коррупции. В большей мере отражает проблему коррупции то, что только 20% налогоплательщиков согласны с утверждением о некоррумпированности налоговой службы. 40% респондентов доверяют налоговым органам, остальные 60% – не доверяют. Существование возможности «откупиться» и сократить свои издержки провоцирует нерадивых налогоплательщиков на дачу взятки, а нечестных налоговиков – на использование нарушений налогоплательщиков в качестве источника личного дохода. Поэтому чем больше нарушений, тем выгоднее налоговику. Именно поэтому необходимо как можно больше ясности и прозрачности процедурах, в понимании последствий определенных действий, в разъяснении возможных последствий, обращении внимания налогоплательщика на определенные сроки, напоминании. Это должно стать одной из основных услуг налоговых органов.

По результатам прошлого года показатель коррупционности равен 3%. То есть каждая тридцать третья в 2007 году и каждая двадцать первая в 2008 году полученная услуга носит коррупционный характер.

По словам председателя управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесовой, улучшение качества услуг связано с внедрением стандартов государственных услуг, улучшением информирования и ориентацией на потребителя.

В целом опрос получил положительные оценки со стороны организаторов опроса и участников «круглого стола».

По завершении «круглого стола» всем организаторам были вручены благодарственные грамоты.

Редакции журнала «Учет и аудит Казахстана» была вручена грамота от Налогового комитета Министерства финансов РК.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button