ДругиеПубликации

«Большая четверка»: за что такие привилегии?

Александр Калинин,

директор исполкома 

Казахстанской ассоциации оценщиков, директор Палаты оценщиков «Алматинская Ассоциация оценщиков»

К вопросу присутствия иностранных компаний на казахстанском рынке оценочных услуг

 

В последнее время в ряде казахстанских СМИ появились критические материалы, касающиеся аудиторской и консалтинговой деятельности «большой четверки». Их роль в возникновении и развитии мирового финансового кризиса очевидна и безусловна. В течение трех-четырех лет наблюдались шумные скандалы по их аудиторским услугам, но это, как правило, касалось больших дел на Западе. Что касается казахстанского финансового рынка, то такая массированная атака представляется неслучайной, т.к. пришло время разобраться в роли, значении и, собственно, функциях «большой четверки».

 

Как известно, аудиторские компании в Республике Казахстан в соответствии с законодательством не имеют право осуществлять никакую другую деятельность. Если раньше члены «большой четверки», как и другие компании, проводили аудит, оценку имущества, оказывали консалтинговые услуги, то после выхода последней редакции Закона «Об аудите» они быстро сориентировались и открыли при себе смежные компании, которые имеют такое же наименование или с некоторым добавлением – к примеру, «плюс».

 

Неоднократно в статьях и выступлениях я утверждал, что деятельность «большой четверки» в секторе оценочных услуг оказывает негативное влияние на казахстанскую экономику. Во-первых, нет ни одного иностранца, имеющего государственную лицензию на право оценочной деятельности. Во-вторых, компании установили крайне высокие тарифы, которые явно не соответствуют качеству выполняемых отчетов. «Четверка» ведет достаточно жесткую политику, которая не только исключает конкуренцию входящих в нее компаний между собой, но и, наоборот, продвигает их интересы.

 

Глубоко убежден, что запад нам не поможет – ни деньгами, ни, как оказалось, советами. Западные аналитики и специалисты не имеют практики, знаний, исторического опыта оценки активов в условиях постплановой, постсоветской экономики. Им легче разрушить все до основания и, как где-нибудь в Африке, начать сначала, с возникающего рынка. Образно говоря, оценка – это уравнение, где с одной стороны – результат, с другой – расчеты. Корректность (правильность) результата зависит от полноты, корректности информационных данных и методологии расчетов. Однако, справочники, таблицы, формулы, методики, используемые в условиях развитого рынка, совершенно не подходят к этапу возникающего и развивающегося рынка.

 

«Большая четверка» ведет закрытую политику в оценке. Специалисты проходят обучение и подтверждают свою квалификацию за рубежом. Что касается присутствия на семинарах, «круглых столах», совещаниях, проводимых Казахстанской Ассоциацией оценщиков (КАО) и другими профессиональными организациями, то их там не встретишь. Топ-менеджеры, работающие в офисах «четверки», малоизвестны в оценочном сообществе, что не может не вызывать сомнений в их квалификации. Некоторые рядовые специалисты знакомы автору по учебе в вузах, по работе в других компаниях. По сути, они наши ученики. Но когда встает вопрос участия в тендерах, выступают вперед – «мы четверка». На вопрос же, являетесь ли вы филиалом или аффилированной компанией головной «четверки», следует ответ, что «напрямую – нет». Значит, в случае недостоверной оценки головные компании не будут нести ни моральной, ни материальной ответственности. Отсюда вопрос: “Что за явление такое в казахстанской оценке – ТОО «Делойт», ТОО «Эрнст и Янг», ТОО «KPМG» или ТОО «Прайс уотерхаус куперс»? По-научному это называется франчайзинг, когда за определенные деньги используется раскрученный бренд. Ладно, если бренд подтверждается качеством оценки, но ведь это далеко не так.

 

В последнее время КАО проводит подготовку международных экспертов совместно с Американской ассоциацией сертификации тренинговых программ (А.А.С.Т.Р.). В качестве отрицательного примера используется отчет об оценке имущественного комплекса (бизнеса) в ВКО, выполненный представителем «четверки». Другой пример: при оценке крупного гостиничного комплекса в центре Алматы для целей Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) налогооблагаемая стоимость увеличилась в шесть с половиной раз, стоимость услуг за оценку превысила аналогичный тариф казахстанских оценщиков более чем в 15 раз, а объекты-аналоги подбирались по европейским столицам. Подобных отчетов в экспертном совете КАО накопилось достаточно.

 

«Четверка» не утруждает себя членством в профессиональных организациях оценщиков РК. Не замечено их присутствие при разработке научных, правовых, методических и других материалов по оценочной деятельности. Мы лично не встречаемся с руководителями и можем судить об их уровне как специалистов на основании отчетов об оценке. С другой стороны, нет вопросов к иностранным оценочным компаниям так называемого «второго эшелона»: «Тили Бекер Казахстан», «Американ Эпрайзерс», «Скотт Холанд» и др. Они имеют свою нишу, проходят переподготовку и находятся в постоянном творческом контакте с местными специалистами.

 

С 1994 года согласно правительственному постановлению право проводить аудит в банках второго уровня имеет только «четверка». Выполнять одновременно работу по аудиту и оценке залогового и другого имущества запрещено. Компания, проводящая аудит, заявляет, что не доверяет квалификации казахстанских специалистов и примет отчет об оценке имущества только своих коллег по «четверке».

 

Или, например, приходит в иностранный банк, входящий в десятку крупнейших в РК, новый бухгалтер и заявляет, что отчеты казахстанских оценщиков не соответствуют требованиям МСФО, поэтому следует привлечь спецов из «четверки». Глупость и лоббизм. Глупость, так как базой оценки залогов выступает рыночная стоимость, и МСФО здесь ни причем. Лоббизм – потому что, как выясняется, он сам перешел в банк из «четверки».

 

Известны и понятны симпатии госчиновников к аудиторам и оценщикам «четверки». Дошло до того, что в перечень условий отбора оценщиков при проведении конкурсов для структур ФНБ «Самрук-Казына» введен пункт о наличии рекомендации одного из представителей «четверки». Видимо, пускать чужие, т.е. местные, глаза и уши в условия контрактов ни к чему. Да и по части «откатов» партнеры из «четверки» – специалисты известные. И при чем здесь государственные тайны, секреты, интересы?

 

Господа из «четверки» в последнее время у себя дома получили заслуженную уничижительную критику, потеряли значительную часть заказов и активизируют свою деятельность на развивающихся рынках, в том числе в Казахстане.

 

Принятые 9 ноября 2009 года изменения, дополнения в Закон «Об оценочной деятельности в РК» усиливают госрегулирование, с одной стороны, и предоставляют серьезные полномочия саморегулируемым профессиональным организациям – Палатам оценщиков, с другой. Создается система подготовки и аттестации оценочных кадров, введены штрафы, вплоть до лишения лицензии за недостоверную оценку, оценщик должен быть членом одной из Палат, страховать свою профессиональную ответственность. Не сомневаюсь, что встречи с руководителями оценочных компаний «четверки», наконец, состоятся.

 

Источник: Central Asia Monitor

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Back to top button